Курс лекций по клавесину и клавирной музыке

Приглашаем вас на 5 онлайн-занятий, которые дадут глубокие представления о клавишных инструментах эпохи барокко, музыке для них и современных подходах к воссозданию клавесинов. Первые три лекции будут посвящены устройству клавесина, его истории, особенностям разных национальных школ клавесиностроения. Это возможность узнать о секретах клавесина из первых рук – от мастера по изготовлению исторических клавишных и щипковых инструментов Александра Баюнова. Еще две лекции – исторического плана – проведет клавесинистка и музыковед Ольга Белецкая. Она расскажет о немецкой клавирной музыке до Баха и одном из интереснейших предшественников Иоганна Себастьяна – И.К.Ф. Фишере.

Искусство и культура 6+

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

*Внимание: все лекции будут доступны участникам мероприятия в записи

29 июля, 16.00

Лекция 1

«Знакомство с клавесином. Общие сведения, устройство, особенности» (ведет Александр Баюнов)

Лекция посвящена устройству клавесина, его разновидностям, механике, функциям и природе клавесинного звука. Вы узнаете какие факторы влияют на тембр инструмента, чем отличаются друг от друга разные виды клавесина, какие струны на них используются. В ходе лекции можно будет задать мастеру вопросы и получить рекомендации по выбору инструмента.
Данная лекция будет полезна всем, кто интересуется клавесином, исполняет клавесинную музыку или хочет приобрести инструмент.

29 июля, 17.30

Лекция 2

«Особенности современной клавесинной культуры» (ведет Александр Баюнов)


Данная лекция является логическим продолжением первой. В ней будут раскрыты современные представления об исторических клавесинах и развенчаны некоторые мифы относительно инструментов, на которых играли в те или иные исторические периоды. На примере разных национальных традиций будет показано многообразие исторических клавесинов и продемонстрировано, насколько нынешние представления о клавесинах порой бывают узкими и ограниченными.


29 июля, 19.00

 Лекция 3

«Немецкий клавесин» (ведет Александр Баюнов)

Германия, находившаяся между другими сильными с точки зрения клавесинной музыки регионами (Италия, Фландрии, Франция), является одной из самых интересных и разнообразных клавесинных школ. Невозможно говорить о какой-то единой "немецкой традиции". У каждого немецкого региона были свои особенности, что определило большое многообразие жанров и породило множество интересных и необычных с точки зрения современных представлений клавесинов. Основное внимание будет сосредоточено на немецких инструментах XVII века, но также мы вскользь затронем особенности клавесинов XVI и XVIII веков.

2 августа, 11.00

Лекция 4

«Немецкая клавирная музыка XVII века» (ведет Ольга Белецкая)

На лекции вы узнаете, кто конкретно скрывается за расхожим ярлыком «предшественники Баха». Легкими штрихами мы набросаем «портреты» самых значительных для клавирной музыки XVII века композиторов, познакомимся с жанрами и формами, в которых они писали, отметим различия в стиле письма, характерные для разных немецких земель.

2 августа, 19.00

Лекция 5

«В преддверии И.С. Баха: баденский капельмейстер И.К.Ф. Фишер» (ведет Ольга Белецкая)

Экскурс в творчество удивительного немца, дарование которого было поистине всеохватным. Он писал духовную музыку в итальянском стиле, органные сочинения в немецких традициях, оркестровую и клавирную музыку под воздействием французского вкуса. На лекции мы познакомимся с клавирными сюитами Фишера, в которых композитор перенес стиль Люлли на клавирную почву, а также заглянем в органную сферу, ведь сборник из 20 прелюдий и фуг в разных тональностях «Музыка Ариадны» стал последним подступом на пути к баховскому «Хорошо темперированному клавиру».

О ЛЕКТОРАХ

Александр Баюнов – инструментовед, мастер по изготовлению исторических клавишных и щипковых инструментов. Кандидат химических наук, инженер по складу ума, он уделяет большое внимание вопросам акустики, проводит множество экспериментов со струнами, деревом, применяет Фурье-спектроскопию с целью получения звуковых спектров. Все это в комплексе позволяет упрощать настройку дек, корпусов, резонаторных отверстий и контролировать получаемые результаты. Инструменты, произведенные в мастерской Александра, можно услышать соло и в ансамбле в самых разных точках России. Клавесины звучат на таких площадках, как Большой концертный зал Зарядья. Впервые в России изготовил реплики гитары Антонио Страдивари и клависимбалума XV века.Ольга Белецкая – клавесинистка и музыковед, чья деятельность сосредоточена на наследии эпохи барокко. Кандидат искусствоведения, в качестве музыковеда многократно выступала на всероссийских и международных научно-практических конференциях. Исполнительские и исследовательские интересы Ольги Белецкой находят пересечение в многочисленных клавесинных и клавикордных концертах-лекциях, проходивших в различных концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Тамбова и Подмосковья.

ВХОДНОЙ БИЛЕТ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ЗАПИСЕЙ ВСЕХ ПЯТИ ЛЕКЦИЙ.

Поделиться:

1572 дня назад
29 июля 16:00 — 2 августа 2020 20:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов